Маркетплейсы позволяют начать свой бизнес без больших вложений, но чтобы хорошо зарабатывать, важно держать финансы под контролем. Закупки, логистика, возвраты, страховки, налоги — как не допустить ошибок и правильно вести учёт, рассказывают эксперты МТС Банка.
Главное о работе маркетплейсов
Маркетплейс — онлайн-площадка, которая предоставляет предпринимателям виртуальные места для торговли.
Маркетплейсы являются посредниками между бизнесом и покупателями, они не выкупают товары и сами никому ничего не продают
Задача маркетплейса — создание торговой инфраструктуры онлайн, а его цель — заработок на своих услугах: логистике и комиссиях.
Чтобы начать работать на маркетплейсе, надо зарегистрироваться в качестве селлера. Такая опция, вне зависимости от площадки, доступна самозанятым, индивидуальным предпринимателям (ИП) и компаниям (ООО).
Какую форму бизнеса выбрать
Выбор организационной формы зависит от характеристик товара и ожидаемых оборотов:
- Самозанятые могут продавать только результаты своего труда, перепродажей чужого заниматься нельзя. Кроме этого, у самозанятых есть лимит по доходам в год — всего 2,4 млн рублей.
- ИП может заниматься перепродажей, а лимит по доходам в 2025 году составляет 450 млн рублей, по достижении этой цифры надо открывать ООО.
Чаще всего селлеры выбирают ИП, это даёт больше свободы при выборе ниши и не так сильно ограничивает доход
Бухгалтерский и налоговый учёт для селлеров на маркетплейсах
При получении доходов от коммерческой деятельности предприниматели обязаны отчитываться о её результатах и платить налоги. Правила составления и сдачи отчётности зависят от формы ведения бизнеса:
- Самозанятые не обязаны вести бухгалтерию и сдавать налоговые декларации — достаточно регистрировать все продажи в «Моём налоге» и раз в месяц перечислять налоги в ФНС, их сумма рассчитывается автоматически.
- ИП могут не вести бухгалтерский учёт (достаточно книги учёта доходов и расходов, КУДиР), а вот вести налоговый — обязаны. На ОСН декларацию по доходам сдают раз в квартал, на УСН — раз в год.
- ООО обязаны вести и налоговый, и бухгалтерский учёт. Это, кстати, одна из причин, почему при регистрации нового бизнеса такая форма используется редко.
Какие документы нужны
Список документов, которые понадобятся вам для ведения учёта и корректного расчёта налогов, небольшой, а большая его часть актуальна только для предпринимателей и компаний на общей системе налогообложения. Вот что может предоставить вам маркетплейс:
- отчёт о продажах от комиссионера (так согласно договору с маркетплейсом называется сама площадка) — в нём указаны даты и суммы реализованных товаров;
- универсальный передаточный документ (УПД) либо накладная и счёт-фактура, где указан размер комиссии площадки
Так как маркетплейсы работают на ОСНО, они выделяют НДС в составе своих услуг, продавцы на аналогичной системе могут принять этот НДС к вычету
- акт выполненных работ — здесь перечисляются все услуги, предоставленные маркетплейсом, такие как доставка, хранение, упаковка и другие, с указанием их стоимости
Как и когда сдавать отчётность
ООО сдают бухгалтерскую отчётность раз в год — это бухгалтерский баланс и приложения к нему. За 2025 год надо будет отчитаться до 31.03.2026 года.
Налоговую отчётность сдают ещё и ИП, срок подачи деклараций зависит от формы деятельности и типа отчёта:
- УСН: юрлица — до 25 марта, ИП — до 25 апреля следующего года
- Уведомление/платёж по УСН — до 25 числа месяца платежа
- НДС — до 25 числа месяца после отчётного периода
- Налог на прибыль: квартальные отчёты — до 25 числа следующего месяца, годовой — до 25 марта
- НДФЛ для ИП на ОСНО — до 30 апреля следующего года.
При продажах в страны ЕАЭС, а Wildberries или Ozon работают не только в России, необходимо ежемесячно подавать статистическую форму в Федеральную таможенную службу (ФТС). Срок — не позднее 10-го рабочего дня следующего месяца. Отчёт обязателен, даже если вы продали всего один товар.
Что будет, если не вести бухгалтерский и налоговый учёт
- За искажение данных в бухучёте, учёт фиктивных операций и неиспользование первичной документации данных при первом нарушении могут оштрафовать на 10 тыс. рублей, при повторном — на 20 тыс. рублей.
- За налоговые нарушения, а к ним относятся отсутствие первичных документов и задержки в сдаче отчётности, могут оштрафовать на сумму до 30 тыс. рублей. За недоимку (неуплату) налогов штраф может составить до 40% неуплаченной суммы. Кроме этого, с вас спишут пени за просрочку платежей до 1/300 ключевой ставки ЦБ от суммы долга за каждый день просрочки.
Финансовый учёт на маркетплейсах
Есть ещё один тип учёта — финансовый, его предприниматели ведут для себя, чтобы понимать расходы, доходы, а главное — тонкие места, которые мешают развитию бизнеса.
Несмотря на кажущуюся простоту работы на маркетплейсе «сдал товар — продал товар», на деле всё работает немного сложнее, и селлеру приходится учитывать десятки финансовых показателей.
Вот основные:
- Движение денежных средств (Cash Flow). В эту категорию попадают все операции, связанные с поступлением денег на ваш расчётный или лицевой счёт (первое для ООО и ИП, второе для самозанятых). Важно записывать общую сумму продаж, а также суммы фактически поступивших средств, отмечая дату продажи и дату выплаты денег вам. Дело в том, что маркетплейсы не переводят вам деньги каждый день, выплата вознаграждений 1–2 в месяц, если баланс положительный. При расчёте с селлером сразу удерживаются расходы — комиссия маркетплейса, возвраты, штрафы.
- Комиссия. Маркетплейсы удерживают комиссию за свои услуги — процент от продаж или фиксированную сумму за каждую операцию в зависимости от условий договора. Комиссию всегда записывают отдельно, чтобы правильно оценить затраты в разных категориях.
- Логистические расходы. Онлайн-площадки берут плату за доставку, хранение и перемещение между складами, возвраты товаров покупателями, маркировку и переупаковку и другие услуги. Кроме расходов внутри маркетплейса, у селера есть и внешняя логистика. К ней относятся доставка от места производства, таможенные издержки, доставка на склад маркетплейса. Эти расходы учитываются раздельно по каждому товару, чтобы понять, на чём можно сэкономить.
- Себестоимость товара. Это закупочная цена плюс все постоянные издержки, которые возникают при продаже на маркетплейсах. К ним относятся комиссии и вся логистика — всё то, от чего невозможно отказаться. Здесь нужно понимать, что себестоимость товаров в каждом месяце будет разная, так как даже постоянные затраты вроде доставки могут иметь разную цену, а при работе могут возникать дополнительные расходы — на рекламу, возвраты, продление сертификатов и другие.
- Продвижение. В эту статью расходов входит оплата поднятия карточки товара на маркетплейсе, участие в акциях, внешняя реклама — у блогеров в соцсетях, на местном ТВ или директ-мейл.
- Скидки и акции. Затраты на участие в распродажах от маркетплейса надо фиксировать отдельно. Это не только поможет оценить экономическую эффективность, но и спрогнозировать закупки, чтобы поддерживать достаточный запас на складах.
- Товарные остатки. Учёт ведётся раздельно по каждому месту хранения, включая товары на складе производителя, «у себя» и на складах маркетплейса. Товары в пути учитываются отдельно, желательно, с пометкой срока прибытия.
- Списания товара. По браку, утрате товара, пересорту или подмене покупателем — словом, всё, что больше не может продаваться.
- Операционные расходы. Это могут быть затраты на производство контента (фотографии, видео), работу менеджера (даже если это лично вы, вы же не работаете бесплатно), банковское обслуживание, проценты за эквайринг и прочие расходы, необходимые для функционирования бизнеса.
- Налоги. Выше мы рассказали, как их посчитать и когда платить. Сейчас вам нужно записать все эти издержки в общий финансовый отчёт.
- Прибыль. Рассчитывается как разница между всеми доходами и всеми расходами (затраты на закупку, комиссионные, маркетинговые, транспортные, банковские, налоговые и прочие), отражёнными за отчётный период.
Маркетплейсы предоставляют простые инструменты финансового учёта для селлеров. В личных кабинетах доступна статистика продаж, затраты на логистику, хранение, маркировку, рекламу, но только те, что возникли уже внутри самого маркетплейса.
Но для аналитики и планирования стандартные решения не подходит — не хватает инструментов для визуализации результатов и разработки стратегии развития.
Программное обеспечение для учёта на маркетплейсах
МТС Банк предлагает сервис, который автоматизирует всю отчётность, поможет проанализировать продажи, спланировать рекламные акции и спрогнозировать динамику спроса. Он автоматически подтягивает отчёты из личного кабинета селлера, расшифровывает в удобные дашборды и оценивает эффективность ваших продаж. Вы сможете проанализировать unit-экономику каждой позиции, составить план закупок, сравнив расходы при разных схемах поставки, и даже контролировать ваши обязательные платежи от расчёта с контрагентами и сотрудниками до уплаты налогов и кредитных платежей.
Мы дарим вам первый месяц использования сервиса бесплатно, чтобы вы могли настроить учёт и выбрать подходящий план.