Главная

Финансовый учёт на маркетплейсах

23 июня 2025
10 мин

Маркетплейсы позволяют начать свой бизнес без больших вложений, но чтобы хорошо зарабатывать, важно держать финансы под контролем. Закупки, логистика, возвраты, страховки, налоги — как не допустить ошибок и правильно вести учёт, рассказывают эксперты МТС Банка.

Главное о работе маркетплейсов

Маркетплейс — онлайн-площадка, которая предоставляет предпринимателям виртуальные места для торговли.

Маркетплейсы являются посредниками между бизнесом и покупателями, они не выкупают товары и сами никому ничего не продают

Задача маркетплейса — создание торговой инфраструктуры онлайн, а его цель — заработок на своих услугах: логистике и комиссиях.

Чтобы начать работать на маркетплейсе, надо зарегистрироваться в качестве селлера. Такая опция, вне зависимости от площадки, доступна самозанятым, индивидуальным предпринимателям (ИП) и компаниям (ООО).

 

Какую форму бизнеса выбрать

Выбор организационной формы зависит от характеристик товара и ожидаемых оборотов:

  • Самозанятые могут продавать только результаты своего труда, перепродажей чужого заниматься нельзя. Кроме этого, у самозанятых есть лимит по доходам в год — всего 2,4 млн рублей.
  • ИП может заниматься перепродажей, а лимит по доходам в 2025 году составляет 450 млн рублей, по достижении этой цифры надо открывать ООО.

Чаще всего селлеры выбирают ИП, это даёт больше свободы при выборе ниши и не так сильно ограничивает доход

 

Бухгалтерский и налоговый учёт для селлеров на маркетплейсах

При получении доходов от коммерческой деятельности предприниматели обязаны отчитываться о её результатах и платить налоги. Правила составления и сдачи отчётности зависят от формы ведения бизнеса:

  • Самозанятые не обязаны вести бухгалтерию и сдавать налоговые декларации  — достаточно регистрировать все продажи в «Моём налоге» и раз в месяц перечислять налоги в ФНС, их сумма рассчитывается автоматически.
  • ИП могут не вести бухгалтерский учёт (достаточно книги учёта доходов и расходов, КУДиР), а вот вести налоговый — обязаны. На ОСН декларацию по доходам сдают раз в квартал, на УСН — раз в год.
  • ООО обязаны вести и налоговый, и бухгалтерский учёт. Это, кстати, одна из причин, почему при регистрации нового бизнеса такая форма используется редко.

Какие документы нужны

Список документов, которые понадобятся вам для ведения учёта и корректного расчёта налогов, небольшой, а большая его часть актуальна только для предпринимателей и компаний на общей системе налогообложения. Вот что может предоставить вам маркетплейс:

  • отчёт о продажах от комиссионера (так согласно договору с маркетплейсом называется сама площадка) — в нём указаны даты и суммы реализованных товаров;
  • универсальный передаточный документ (УПД) либо накладная и счёт-фактура, где указан размер комиссии площадки

Так как маркетплейсы работают на ОСНО, они выделяют НДС в составе своих услуг, продавцы на аналогичной системе могут принять этот НДС к вычету

  • акт выполненных работ — здесь перечисляются все услуги, предоставленные маркетплейсом, такие как доставка, хранение, упаковка и другие, с указанием их стоимости

 

Как и когда сдавать отчётность

ООО сдают бухгалтерскую отчётность раз в год — это бухгалтерский баланс и приложения к нему. За 2025 год надо будет отчитаться до 31.03.2026 года.

Налоговую отчётность сдают ещё и ИП, срок подачи деклараций зависит от формы деятельности и типа отчёта:

  • УСН: юрлица — до 25 марта, ИП — до 25 апреля следующего года
  • Уведомление/платёж по УСН — до 25 числа месяца платежа
  • НДС — до 25 числа месяца после отчётного периода
  • Налог на прибыль: квартальные отчёты — до 25 числа следующего месяца, годовой — до 25 марта
  • НДФЛ для ИП на ОСНО — до 30 апреля следующего года.


При продажах в страны ЕАЭС, а Wildberries или Ozon работают не только в России,  необходимо ежемесячно подавать статистическую форму в Федеральную таможенную службу (ФТС). Срок — не позднее 10-го рабочего дня следующего месяца. Отчёт обязателен, даже если вы продали всего один товар.

Что будет, если не вести бухгалтерский и налоговый учёт

  • За искажение данных в бухучёте, учёт фиктивных операций и неиспользование первичной документации данных при первом нарушении могут оштрафовать на 10 тыс. рублей, при повторном — на 20 тыс. рублей.
  • За налоговые нарушения, а к ним относятся отсутствие первичных документов и задержки в сдаче отчётности, могут оштрафовать на сумму до 30 тыс. рублей. За недоимку (неуплату) налогов штраф может составить до 40% неуплаченной суммы. Кроме этого, с вас спишут пени за просрочку платежей до 1/300 ключевой ставки ЦБ от суммы долга за каждый день просрочки.

 

Финансовый учёт на маркетплейсах

Есть ещё один тип учёта — финансовый, его предприниматели ведут для себя, чтобы понимать расходы, доходы, а главное — тонкие места, которые мешают развитию бизнеса.

Несмотря на кажущуюся простоту работы на маркетплейсе «сдал товар — продал товар», на деле всё работает немного сложнее, и селлеру приходится учитывать десятки финансовых показателей.

Вот основные:

  1. Движение денежных средств (Cash Flow). В эту категорию попадают все операции, связанные с поступлением денег на ваш расчётный или лицевой счёт (первое для ООО и ИП, второе для самозанятых). Важно записывать общую сумму продаж, а также суммы фактически поступивших средств, отмечая дату продажи и дату выплаты денег вам. Дело в том, что маркетплейсы не переводят вам деньги каждый день, выплата вознаграждений 1–2 в месяц, если баланс положительный. При расчёте с селлером сразу удерживаются расходы — комиссия маркетплейса, возвраты, штрафы.
  2. Комиссия. Маркетплейсы удерживают комиссию за свои услуги — процент от продаж или фиксированную сумму за каждую операцию в зависимости от условий договора. Комиссию всегда записывают отдельно, чтобы правильно оценить затраты в разных категориях.
  3. Логистические расходы. Онлайн-площадки берут плату за доставку, хранение и перемещение между складами, возвраты товаров покупателями, маркировку и переупаковку и другие услуги. Кроме расходов внутри маркетплейса, у селера есть и внешняя логистика. К ней относятся доставка от места производства, таможенные издержки, доставка на склад маркетплейса. Эти расходы учитываются раздельно по каждому товару, чтобы понять, на чём можно сэкономить.
  4. Себестоимость товара. Это закупочная цена плюс все постоянные издержки, которые возникают при продаже на маркетплейсах. К ним относятся комиссии и вся логистика — всё то, от чего невозможно отказаться. Здесь нужно понимать, что себестоимость товаров в каждом месяце будет разная, так как даже постоянные затраты вроде доставки могут иметь разную цену, а при работе могут возникать дополнительные расходы — на рекламу, возвраты, продление сертификатов и другие.
  5. Продвижение. В эту статью расходов входит оплата поднятия карточки товара на маркетплейсе, участие в акциях, внешняя реклама — у блогеров в соцсетях, на местном ТВ или директ-мейл.
  6. Скидки и акции. Затраты на участие в распродажах от маркетплейса надо фиксировать отдельно. Это не только поможет оценить экономическую эффективность, но и спрогнозировать закупки, чтобы поддерживать достаточный запас на складах.
  7. Товарные остатки. Учёт ведётся раздельно по каждому месту хранения, включая товары на складе производителя, «у себя» и на складах маркетплейса. Товары в пути учитываются отдельно, желательно, с пометкой срока прибытия.
  8. Списания товара. По браку, утрате товара, пересорту или подмене покупателем — словом, всё, что больше не может продаваться.
  9. Операционные расходы. Это могут быть затраты на производство контента (фотографии, видео), работу менеджера (даже если это лично вы, вы же не работаете бесплатно), банковское обслуживание, проценты за эквайринг и прочие расходы, необходимые для функционирования бизнеса.
  10. Налоги. Выше мы рассказали, как их посчитать и когда платить. Сейчас вам нужно записать все эти издержки в общий финансовый отчёт.
  11. Прибыль. Рассчитывается как разница между всеми доходами и всеми расходами (затраты на закупку, комиссионные, маркетинговые, транспортные, банковские, налоговые и прочие), отражёнными за отчётный период.

Маркетплейсы предоставляют простые инструменты финансового учёта для селлеров. В личных кабинетах доступна статистика продаж, затраты на логистику, хранение, маркировку, рекламу, но только те, что возникли уже внутри самого маркетплейса.

Но для аналитики и планирования стандартные решения не подходит — не хватает инструментов для визуализации результатов и разработки стратегии развития.

 

Программное обеспечение для учёта на маркетплейсах

МТС Банк предлагает сервис, который автоматизирует всю отчётность, поможет проанализировать продажи, спланировать рекламные акции и спрогнозировать динамику спроса. Он автоматически подтягивает отчёты из личного кабинета селлера, расшифровывает в удобные дашборды и оценивает эффективность ваших продаж. Вы сможете проанализировать unit-экономику каждой позиции, составить план закупок, сравнив расходы при разных схемах поставки, и даже контролировать ваши обязательные платежи от расчёта с контрагентами и сотрудниками до уплаты налогов и кредитных платежей.

Мы дарим вам первый месяц использования сервиса бесплатно, чтобы вы могли настроить учёт и выбрать подходящий план.

Читайте также
Бизнес
10 мин

Что такое расчётный счёт в банке

12 февраля 2023
Бизнес
8 мин

Как стать самозанятым

21 ноября 2024

Что такое кредит

02 февраля 2023

Аннуитетный платеж по кредиту

02 марта 2023

Что такое кредитная карта

29 июля 2025

Что такое дебетовая карта

18 ноября 2024

Как получить налоговый вычет при покупке недвижимости

06 ноября 2024

Как происходит рефинансирование ипотеки

04 декабря 2022

Как взять ипотеку: пошаговая инструкция

04 декабря 2022