Главная

Фулфилмент для маркетплейсов – что это и как работает?

11 сентября 2023
7 мин

Торговля на маркетплейсах – особый тип бизнеса, часть процессов в котором проще и лучше отдать на аутсорсинг. В первую очередь, речь идёт об обработке заказов – собирать, отправлять и вести учёт товаров самостоятельно получается далеко не всегда. Рассказываем, при чём тут фулфилмент и как выбрать оператора.

Что такое фулфилмент

Термин заимствован из английского языка, и дословно переводится как «выполнение, осуществление». В среде интернет-торговли под фулфилментом понимается комплекс логистических услуг по сопровождению доставки товара получателю с момента его приёмки от продавца и до вручения покупателю либо возврата обратно на склад.

Вот что входит в услугу:

  • получение товаров от продавца, их размещение на складе, организация хранения, маркировка и учёт;
  • обработка поступающих заказов от покупателей, упаковка, доставка к месту выдачи или лично в руки;
  • инвентаризация, работа с возвратами, управление запасами.

Сказать, что фулфилмент – однозначно внешняя услуга, за которой необходимо обращаться к сторонним операторам, нельзя. Внутри производственных компаний и у крупных реселлеров существуют склады, отделы логистики, реализации и закупа, которые выполняют аналогичные функции. Стоит ли заниматься всем самому или делегировать эту часть работы профильным операторам, каждый решает сам.

Зачем нужен фулфилмент

Главный козырь – снижение издержек на бизнес. Передача логистических процессов под управление фулфилмент-оператору позволяет:

  • Сократить расходы на содержание складов. Правило работает и для крупного бизнеса, и для тех, кто только начинает. Во-первых, если товара немного, сложно найти небольшой склад. Если товар разноплановый, часть из него требует специальных условий хранения, вкладываться в оснащение своего склада тоже хочется не всегда – эти средства лучше направить на увеличение торгового оборота. Фулфилмент-оператор берёт плату за обработку единицы товара, за весь склад платить не надо.
  • Сократить расходы на персонал. Всё то же самое, что с помещением, только с людьми: не надо платить зарплату постоянно, достаточно оплатить услугу по факту. В перерасчёте на единицу товара это выгоднее, чем круглогодичное содержание персонала на складе с неравномерной загрузкой.
  • Оптимизировать доставку. В том числе, её стоимость и сроки. Операторы отправляют заказы консолидированно, полностью загружая собственный автомобиль товарами нескольких продавцов. Если у вас нет собственного автопарка, и вы нанимаете транспорт под неполную загрузку, это повышает стоимость доставки каждой единицы товара. Пока вы будете решать, как дешевле доставить тот или иной заказ, фулфилмент уже довезёт его до покупателя.
  • Снизить потери. Кражи на складах и пересортица – бесконечная история, сопровождающая отгрузки. Отдавая логистику на аутсорсинг, вам не надо учитывать человеческий фактор и настраивать систему видеонаблюдения. Вы просто платите за обработку единицы товара. И всё.

Кому подходит фулфилмент

Масштаб и профиль бизнеса значения не имеют, услуга подходит тем, у кого всего одна карточка товара, и тем, у кого их десятки. Даже при наличии собственных складов резонно передать процессы на аутсорс, что обеспечит:

  • хранение с соблюдением температурного режима и правил товарного соседства;
  • доставку в любые регионы по наименьшей стоимости;
  • мониторинг товарных остатков и своевременное информирование о необходимости поставки;
  • упаковку и нанесение торговой маркировки, вложение сопроводительных писем и подарков;
  • обработку любого объёма заказов с неограниченным числом товарных позиций.

Модели фулфилмента для торговли на маркетплейсах

Их несколько, вы можете выбрать подходящий с учётом вашего оборота и характеристик товара. Фулфилмент бывает:

  1. Собственный. Логистикой занимается собственная служба поставщика. Подходит, когда у компании достаточно ресурсов, чтобы обеспечить доставку своими силами, или товар такой, что его доставка на промежуточный склад будет слишком трудоёмкой, а хранение – дорогим. Самостоятельной доставкой занимаются, например, производители мебели.
  2. От внешнего оператора. Приёмкой, упаковкой и доставкой занимается сторонняя компания: независимый оператор или сам маркетплейс. Продавцу достаточно сдать товар по количеству и оплачивать счета: сумма за хранение начисляется посуточно.
  3. Частичный. Часть услуг передаётся оператору, а некоторые процессы остаются на стороне продавца. Как правило, продавцы оставляют себе работу с упаковкой и маркировкой, а фулфилмент задействуется только на этапе хранения и доставки.
  4. Оператор принимает на себя обслуживание логистических цепочек для разных каналов продаж. Например, обрабатывает заказы с маркетплейса и из собственного интернет-магазина продавца.

Отличие фулфилмента от дропшиппинга

Если коротко, то фулфилмент – это логистика, а дропшиппинг – это торговое посредничество.

  • При фулфилменте оператор не занимается поиском клиентов для бизнеса. Всё, что входит в задачи оператора, никак не связано с позиционированием товара, расширением клиентской базы или поиском новых каналов сбыта. Он не получает оплату с оборота, а стоимость услуг фиксирована, и складывается из набора постоянных и периодических операций Например, по запросу клиента оператор может промаркировать товар, заменить на нём упаковку, добавить обрешётку, переместить товар между складами, а вот проанализировать нишу, чтобы запустить рекламу, снизить или поднять цену – нет.  При этом если товар будет плохо продаваться, у бизнеса могут быть потери на стоимости хранения – её всё равно нужно платить.
  • Если же речь о дропшиппинге, здесь, напротив, главная задача посредника – поиск рынков сбыта и увеличение объёмов продаж, так как именно заработок производителя  – отправная точка дохода дропшиппера. Он получает комиссию за посредничество напрямую от продавца в процентах от суммы выручки или зарабатывает на продаже своими силами – покупает и продаёт со своей наценкой в том объёме, в котором сможет продать. Как правило, в этой схеме доставка товара ложится на плечи продавца. Если вам некогда заниматься позиционированием, но у вас есть все возможности для самостоятельной доставки, дропшиппинг может быть более выгодным.

Критерии выбора оператора

Когда вы выходите на маркетплейс или хотите открыть собственный интернет-магазин, фулфилмент становится одним из реальных способов упростить ведение бизнеса. Главное, выбрать надёжного оператора. Вот на что надо обратить внимание:

  • Оснащённость складов. Их площадь, используемые системы хранения, тип и качество подъездных путей, использование техники – манипуляторов, погрузчиков, оборудования для упаковки, маркировки и других операций.
  • Срок работы и отзывы. Главная проблема молодых компаний – неотработанные логистические схемы, из-за чего доставка может задерживаться. Но новички рынка обычно дают хороший тариф, и если вы правильно будете информировать покупателей о сроках, сотрудничество с молодой компанией пойдёт вам всем на пользу.
  • Постоянный автопарк. Главное условие соблюдения сроков доставки и гарантии сохранности грузов. Если компания работает с наёмным транспортом, а грузы не застрахованы, все риски лягут на вас.
  • Информационная поддержка. Интеграция с маркетплейсами и возможность отслеживания операций по всем точкам продаж в одном ЛК не менее важны, чем интуитивно понятный интерфейс для работы и оперативная обратная связь.
  • Прозрачные тарифы. Развёрнутый прайс на основные и дополнительные услуги и максимальный набор таких услуг. Не всем требуется упаковка в стрейч-пленку или маркировка «Честным знаком», но если эти услуги понадобятся, менять оператора будет неудобно.
  • Возможность масштабирования. Переезжать на новый склад или разделять поток на двух операторов, чтобы сменить профиль, расширить ассортимент или просто увеличить объёмы, будет также неудобно.

Преимущества и недостатки фулфилмента

Услуга призвана облегчить работу селлеров на маркетплейсах. Если коротко, её суть в том, чтобы каждый занимался своим делом: вы выбирали нишу и зарабатывали, а кто-то доставлял ваши товары и тоже зарабатывал.

Вот в чём преимущества фулфилмента:

  1. Всё просто: находите оператора, сдаёте товар и уже завтра он будет на складе маркетплейса.
  2. Простой контроль: электронный документооборот делает работу прозрачной, а все расходы можно корректно учесть при уплате налогов.
  3. Невысокие тарифы: сборная логистика всегда дешевле индивидуальной, плюс вы платите только за те услуги, которые вам нужны, и только тогда, когда ими пользуетесь.
  4. Быстрая доставка: у оператора есть персонал и транспорт, а у вас — нет.
  5. Правильная упаковка: маркетплейсы принимают товары по своим правилам, оператор знает их все.  

Но есть и минусы:

  1. Выбор компании. Когда вы только начинаете, сложно понять, кому можно доверять, а кто уже в чёрном списке селлеров.
  2. Дополнительные расходы. Если раньше вы всё делали сами, ваши услуги были условно бесплатными, а оператору придётся платить.
  3. Нет доступа к своим товарам. Вы их отправили и всё. Проверить, как они хранятся можно весьма условно.
  4. Ошибки при сборке заказов. Если сотрудник склада ошибся, покупателю уйдёт не тот товар, что может привести к негативным отзывам либо дополнительным расходам на возврат. Но человеческий фактор возможен, даже если вы отправляете со своего склада, а риски пересортицы или невыкупа можно застраховать.


МТС Банк предлагает набор сервисов для работы на маркетплейсах, включая фулфилмент от партнёров, решения для аналитики, складского учёта и поиска поставщиков. Подайте заявку на открытие счёта и получите полный доступ к цифровой экосистеме для торговли онлайн.

Читайте также
Бизнес
10 мин

Что такое расчётный счёт в банке

12 февраля 2023
Бизнес
8 мин

Как стать самозанятым

21 ноября 2024

Что такое кредит

02 февраля 2023

Аннуитетный платеж по кредиту

02 марта 2023

Что такое кредитная карта

29 июля 2025

Что такое дебетовая карта

18 ноября 2024

Как получить налоговый вычет при покупке недвижимости

06 ноября 2024

Как происходит рефинансирование ипотеки

04 декабря 2022

Как взять ипотеку: пошаговая инструкция

04 декабря 2022