Торговля на маркетплейсах – особый тип бизнеса, часть процессов в котором проще и лучше отдать на аутсорсинг. В первую очередь, речь идёт об обработке заказов – собирать, отправлять и вести учёт товаров самостоятельно получается далеко не всегда. Рассказываем, при чём тут фулфилмент и как выбрать оператора.
Что такое фулфилмент
Термин заимствован из английского языка, и дословно переводится как «выполнение, осуществление». В среде интернет-торговли под фулфилментом понимается комплекс логистических услуг по сопровождению доставки товара получателю с момента его приёмки от продавца и до вручения покупателю либо возврата обратно на склад.
Вот что входит в услугу:
- получение товаров от продавца, их размещение на складе, организация хранения, маркировка и учёт;
- обработка поступающих заказов от покупателей, упаковка, доставка к месту выдачи или лично в руки;
- инвентаризация, работа с возвратами, управление запасами.
Сказать, что фулфилмент – однозначно внешняя услуга, за которой необходимо обращаться к сторонним операторам, нельзя. Внутри производственных компаний и у крупных реселлеров существуют склады, отделы логистики, реализации и закупа, которые выполняют аналогичные функции. Стоит ли заниматься всем самому или делегировать эту часть работы профильным операторам, каждый решает сам.
Зачем нужен фулфилмент
Главный козырь – снижение издержек на бизнес. Передача логистических процессов под управление фулфилмент-оператору позволяет:
- Сократить расходы на содержание складов. Правило работает и для крупного бизнеса, и для тех, кто только начинает. Во-первых, если товара немного, сложно найти небольшой склад. Если товар разноплановый, часть из него требует специальных условий хранения, вкладываться в оснащение своего склада тоже хочется не всегда – эти средства лучше направить на увеличение торгового оборота. Фулфилмент-оператор берёт плату за обработку единицы товара, за весь склад платить не надо.
- Сократить расходы на персонал. Всё то же самое, что с помещением, только с людьми: не надо платить зарплату постоянно, достаточно оплатить услугу по факту. В перерасчёте на единицу товара это выгоднее, чем круглогодичное содержание персонала на складе с неравномерной загрузкой.
- Оптимизировать доставку. В том числе, её стоимость и сроки. Операторы отправляют заказы консолидированно, полностью загружая собственный автомобиль товарами нескольких продавцов. Если у вас нет собственного автопарка, и вы нанимаете транспорт под неполную загрузку, это повышает стоимость доставки каждой единицы товара. Пока вы будете решать, как дешевле доставить тот или иной заказ, фулфилмент уже довезёт его до покупателя.
- Снизить потери. Кражи на складах и пересортица – бесконечная история, сопровождающая отгрузки. Отдавая логистику на аутсорсинг, вам не надо учитывать человеческий фактор и настраивать систему видеонаблюдения. Вы просто платите за обработку единицы товара. И всё.
Кому подходит фулфилмент
Масштаб и профиль бизнеса значения не имеют, услуга подходит тем, у кого всего одна карточка товара, и тем, у кого их десятки. Даже при наличии собственных складов резонно передать процессы на аутсорс, что обеспечит:
- хранение с соблюдением температурного режима и правил товарного соседства;
- доставку в любые регионы по наименьшей стоимости;
- мониторинг товарных остатков и своевременное информирование о необходимости поставки;
- упаковку и нанесение торговой маркировки, вложение сопроводительных писем и подарков;
- обработку любого объёма заказов с неограниченным числом товарных позиций.
Модели фулфилмента для торговли на маркетплейсах
Их несколько, вы можете выбрать подходящий с учётом вашего оборота и характеристик товара. Фулфилмент бывает:
- Собственный. Логистикой занимается собственная служба поставщика. Подходит, когда у компании достаточно ресурсов, чтобы обеспечить доставку своими силами, или товар такой, что его доставка на промежуточный склад будет слишком трудоёмкой, а хранение – дорогим. Самостоятельной доставкой занимаются, например, производители мебели.
- От внешнего оператора. Приёмкой, упаковкой и доставкой занимается сторонняя компания: независимый оператор или сам маркетплейс. Продавцу достаточно сдать товар по количеству и оплачивать счета: сумма за хранение начисляется посуточно.
- Частичный. Часть услуг передаётся оператору, а некоторые процессы остаются на стороне продавца. Как правило, продавцы оставляют себе работу с упаковкой и маркировкой, а фулфилмент задействуется только на этапе хранения и доставки.
- Оператор принимает на себя обслуживание логистических цепочек для разных каналов продаж. Например, обрабатывает заказы с маркетплейса и из собственного интернет-магазина продавца.
Отличие фулфилмента от дропшиппинга
Если коротко, то фулфилмент – это логистика, а дропшиппинг – это торговое посредничество.
- При фулфилменте оператор не занимается поиском клиентов для бизнеса. Всё, что входит в задачи оператора, никак не связано с позиционированием товара, расширением клиентской базы или поиском новых каналов сбыта. Он не получает оплату с оборота, а стоимость услуг фиксирована, и складывается из набора постоянных и периодических операций Например, по запросу клиента оператор может промаркировать товар, заменить на нём упаковку, добавить обрешётку, переместить товар между складами, а вот проанализировать нишу, чтобы запустить рекламу, снизить или поднять цену – нет. При этом если товар будет плохо продаваться, у бизнеса могут быть потери на стоимости хранения – её всё равно нужно платить.
- Если же речь о дропшиппинге, здесь, напротив, главная задача посредника – поиск рынков сбыта и увеличение объёмов продаж, так как именно заработок производителя – отправная точка дохода дропшиппера. Он получает комиссию за посредничество напрямую от продавца в процентах от суммы выручки или зарабатывает на продаже своими силами – покупает и продаёт со своей наценкой в том объёме, в котором сможет продать. Как правило, в этой схеме доставка товара ложится на плечи продавца. Если вам некогда заниматься позиционированием, но у вас есть все возможности для самостоятельной доставки, дропшиппинг может быть более выгодным.
Критерии выбора оператора
Когда вы выходите на маркетплейс или хотите открыть собственный интернет-магазин, фулфилмент становится одним из реальных способов упростить ведение бизнеса. Главное, выбрать надёжного оператора. Вот на что надо обратить внимание:
- Оснащённость складов. Их площадь, используемые системы хранения, тип и качество подъездных путей, использование техники – манипуляторов, погрузчиков, оборудования для упаковки, маркировки и других операций.
- Срок работы и отзывы. Главная проблема молодых компаний – неотработанные логистические схемы, из-за чего доставка может задерживаться. Но новички рынка обычно дают хороший тариф, и если вы правильно будете информировать покупателей о сроках, сотрудничество с молодой компанией пойдёт вам всем на пользу.
- Постоянный автопарк. Главное условие соблюдения сроков доставки и гарантии сохранности грузов. Если компания работает с наёмным транспортом, а грузы не застрахованы, все риски лягут на вас.
- Информационная поддержка. Интеграция с маркетплейсами и возможность отслеживания операций по всем точкам продаж в одном ЛК не менее важны, чем интуитивно понятный интерфейс для работы и оперативная обратная связь.
- Прозрачные тарифы. Развёрнутый прайс на основные и дополнительные услуги и максимальный набор таких услуг. Не всем требуется упаковка в стрейч-пленку или маркировка «Честным знаком», но если эти услуги понадобятся, менять оператора будет неудобно.
- Возможность масштабирования. Переезжать на новый склад или разделять поток на двух операторов, чтобы сменить профиль, расширить ассортимент или просто увеличить объёмы, будет также неудобно.
Преимущества и недостатки фулфилмента
Услуга призвана облегчить работу селлеров на маркетплейсах. Если коротко, её суть в том, чтобы каждый занимался своим делом: вы выбирали нишу и зарабатывали, а кто-то доставлял ваши товары и тоже зарабатывал.
Вот в чём преимущества фулфилмента:
- Всё просто: находите оператора, сдаёте товар и уже завтра он будет на складе маркетплейса.
- Простой контроль: электронный документооборот делает работу прозрачной, а все расходы можно корректно учесть при уплате налогов.
- Невысокие тарифы: сборная логистика всегда дешевле индивидуальной, плюс вы платите только за те услуги, которые вам нужны, и только тогда, когда ими пользуетесь.
- Быстрая доставка: у оператора есть персонал и транспорт, а у вас — нет.
- Правильная упаковка: маркетплейсы принимают товары по своим правилам, оператор знает их все.
Но есть и минусы:
- Выбор компании. Когда вы только начинаете, сложно понять, кому можно доверять, а кто уже в чёрном списке селлеров.
- Дополнительные расходы. Если раньше вы всё делали сами, ваши услуги были условно бесплатными, а оператору придётся платить.
- Нет доступа к своим товарам. Вы их отправили и всё. Проверить, как они хранятся можно весьма условно.
- Ошибки при сборке заказов. Если сотрудник склада ошибся, покупателю уйдёт не тот товар, что может привести к негативным отзывам либо дополнительным расходам на возврат. Но человеческий фактор возможен, даже если вы отправляете со своего склада, а риски пересортицы или невыкупа можно застраховать.
МТС Банк предлагает набор сервисов для работы на маркетплейсах, включая фулфилмент от партнёров, решения для аналитики, складского учёта и поиска поставщиков. Подайте заявку на открытие счёта и получите полный доступ к цифровой экосистеме для торговли онлайн.