Главная

Фулфилмент для маркетплейсов – что это и как работает?

11 сентября 2023
7 мин

Торговля на маркетплейсах – особый тип бизнеса, часть процессов в котором проще и лучше отдать на аутсорсинг. В первую очередь, речь идёт об обработке заказов – собирать, отправлять и вести учёт товаров самостоятельно получается далеко не всегда. Рассказываем, при чем тут фулфилмент и как выбрать оператора.

 

Что такое фулфилмент

Термин заимствован из английского языка, и дословно переводится как «выполнение, осуществление». В среде интернет-торговли под фулфилментом понимается комплекс логистических услуг по сопровождению доставки товара получателю с момента его приёмки от продавца и до вручения покупателю.

Вот что именно входит в фулфилмент:

  • получение товаров от продавца, их размещение на складе, организация хранения, маркировка и учёт;
  • обработка поступающих заказов от покупателей, упаковка, доставка к месту выдачи или лично в руки;
  • инвентаризация, работа с возвратами, управление запасами.

Сказать, что фулфилмент – однозначно внешняя услуга, за которой необходимо обращаться к сторонним операторам, нельзя. Внутри производственных компаний и у крупных реселлеров существуют склады, отделы логистики, реализации и закупа, которые выполняют все те же функции. Стоит ли заниматься всем самому или делегировать эту часть работы профильным операторам, каждый решает сам.

 

Зачем нужен фулфилмент

Главный козырь фулфилмента – снижение издержек на бизнес. Передача логистических процессов под управление фулфилмент-оператору позволяет:

  • Сократить расходы на содержание складов. Правило работает и для крупного бизнеса, и для тех, кто только начинает. Во-первых, если товара немного, сложно найти небольшой склад. Если товар разноплановый, часть из него требует специальных условий хранения, вкладываться в оснащение своего склада тоже хочется не всегда – эти средства лучше направить на увеличение торгового оборота. Фулфилмент берёт плату за обработку единицы товара, за весь склад платить не надо.
  • Сократить расходы на персонал. Всё то же самое, что с помещением, только с людьми: не надо платить зарплату постоянно, достаточно оплатить услугу по факту. В перерасчёте на единицу товара это выгоднее, чем круглогодичное содержание персонала на складе с неравномерной загрузкой.
  • Оптимизировать доставку. В том числе, её стоимость и сроки. Операторы отправляют заказы консолидированно, полностью загружая собственный автомобиль товарами нескольких продавцов. Если у вас нет собственного автопарка, и вы нанимаете транспорт под неполную загрузку, это повышает стоимость доставки каждой единицы товара. Пока вы будете решать, как дешевле доставить тот или иной заказ, фулфилмент уже довезёт его до покупателя.
  • Снизить потери. Кражи и пересортица – бесконечная история, сопровождающая отгрузки. Отдавая логистику на аутсорсинг, вам не надо учитывать человеческий фактор и настраивать систему видеонаблюдения. Вы просто платите за обработку единицы товара. И всё.

 

Кому подойдет для работы

Как вы сказали выше, фулфилмент для маркетплейсов – решение для бизнеса с любыми оборотами и профилем. Операторы предлагают разные виды складов с полным комплектом услуг под ключ:

  • хранение с соблюдением температурного режима и правил товарного соседства;
  • доставку в любые регионы по наименьшей стоимости;
  • мониторинг товарных остатков и своевременное информирование о необходимости поставки;
  • упаковку и нанесение торговой маркировки, вложение сопроводительных писем и подарков;
  • обработку любого объёма заказов с неограниченным числом товарных позиций.

Если ваш бизнес перерос масштабы своего региона, и вы готовы продвигаться дальше, или напротив, только нашли уникальную нишу и хотите попробовать себя в новом направлении – фулфилмент поможет вам сократить расходы на логистику и сформировать положительное мнение о компании за счёт быстрой и аккуратной доставки.

 

Модели фулфилмента

Услуга фулфилмента очень гибкая, она подстраивается под рынок и у каждого ритейлера есть возможность выбрать подходящий с точки зрения экономики и скорости обработки заказов вариант.

Собственный фулфилмент

Логистикой занимается собственная служба поставщика. Подходит, когда у компании достаточно ресурсов, чтобы обеспечить доставку своими силами, или товар такой, что его доставка на промежуточный склад будет слишком трудоемкой, а хранение – дорогим. Самостоятельной доставкой занимаются, например, производители мебели.

Фулфилмент от сторонних служб

Делегирование обязанностей по приёмке, упаковке и доставке товара покупателям стороннему оператору. Оператор – независимая компания или сам маркетплейс. Продавцу достаточно сдать товар по количеству и оплачивать счета за фулфилмент – например, сумма за хранение начисляется посуточно.

Частичный фулфилмент

Часть услуг передается оператору, а некоторые процессы остаются на стороне продавца. Как правило, продавцы оставляют себе работу с упаковкой и маркировкой, особенно, если товар производится непосредственно этой же компанией, и процессы автоматизированы. Фулфилмент задействуется только на этапе хранения и для оптимизации доставки.

Мультиканальный фулфилмент

Схема работы, при которой оператор принимает на себя обслуживание логистических цепочек для разных каналов продаж. Например, для работы с маркетплейсами и организации доставки товаров из собственного интернет-магазина продавца. Принцип работы тот же: продавец сдаёт на склад товары, а оператор фулфилмента занимается маркировкой, упаковкой, хранит, ведёт учёт остатков, занимается доставкой. Как и в любом другом случае, часть операций продавец может выполнять на своей стороне, например, упаковывать товар в разную тару с учётом специфики канала продаж и затрат на логистику.

 

Отличие фулфилмента от дропшиппинга

Если коротко, то фулфилмент – это логистика, а дропшиппинг – это торговое посредничество.

  • При фулфилменте оператор не занимается поиском клиентов для бизнеса. Всё, что входит в задачи фулфилмента, никак не связано с позиционированием товара, расширением клиентской базы или поиском новых каналов сбыта. Оператор не получает оплату с оборота, стоимость фулфилмента для бизнеса фиксирована, и складывается из набора постоянных и периодических услуг, оказываемых заказчику. Например, по запросу клиента оператор может промаркировать товар, заменить на нем упаковку, добавить обрешетку, переместить товар между складами, а вот проанализировать нишу, чтобы запустить рекламу, снизить или поднять цену – нет.  При этом если товар будет плохо продаваться, у бизнеса могут быть потери на стоимости хранения – её всё равно нужно платить.
  • Если же речь о дропшиппинге, здесь, напротив, главная задача посредника – поиск рынков сбыта и увеличение объёмов продаж, так как именно заработок производителя  – отправная точка дохода дропшиппера. Он получает комиссию за посредничество напрямую от продавца в процентах от суммы выручки или зарабатывает на продаже своими силами – покупает и продаёт со своей наценкой в том объёме, в котором сможет продать. Как правило, в этой схеме доставка товара ложится на плечи продавца. Если вам некогда заниматься позиционированием, но у вас есть все возможности для самостоятельной доставки, дропшиппинг может быть более выгодным.

 

Критерии выбора оператора

Когда вы выходите на маркетплейс или хотите открыть собственный интернет-магазин, фулфилмент становится одним из реальных способов упростить ведение бизнеса. Главное, выбрать надёжного оператора. Вот на что надо обратить внимание:

  • Оснащённость складов. Их площадь, используемые системы хранения, тип и качество подъездных путей, использование техники – манипуляторов, погрузчиков, оборудования для упаковки, маркировки и других операций.
  • Срок работы и отзывы. Главная проблема молодых компаний – неотработанные логистические схемы, из-за чего доставка может задерживаться. Но новички рынка обычно дают хороший тариф, и если вы правильно будете информировать покупателей о сроках, сотрудничество с молодой компанией пойдет вам всем на пользу.
  • Постоянный автопарк. Главное условие соблюдения сроков доставки и гарантии сохранности грузов. Если компания работает с наёмным транспортом, а грузы не застрахованы, все риски лягут на вас.
  • Информационная поддержка. Интеграция с маркетплейсами и возможность отслеживания операций по всем точкам продаж в одном ЛК не менее важны, чем интуитивно понятный интерфейс для работы и оперативная обратная связь.
  • Прозрачные тарифы. Развернутый прайс на основные и дополнительные услуги и максимальный набор таких услуг. Не всем требуется упаковка в стрейч-пленку или маркировка «Честным знаком», но если эти услуги понадобятся, менять оператора будет неудобно.
  • Возможность масштабирования. Переезжать на новый склад или разделять поток на двух операторов, чтобы сменить профиль, расширить ассортимент или просто увеличить объёмы, будет также неудобно.

 

МТС Банк предлагает набор сервисов для работы на маркетплейсах, включая фулфилмент от партнёров, решения для аналитики, складского учёта и поиска поставщиков. Подайте заявку на открытие счёта и получите полный доступ к цифровой экосистеме для торговли онлайн.

Читайте также
Бизнес
10 мин

Что такое расчётный счёт в банке

12 февраля 2023
Бизнес
8 мин

Как стать самозанятым

07 марта 2023

Что такое кредит

02 февраля 2023

Аннуитетный платеж по кредиту

02 марта 2023

Что такое кредитная карта

10 марта 2023

Что такое дебетовая карта

01 марта 2023

Налоговый вычет

25 января 2023

Как происходит рефинансирование ипотеки

04 декабря 2022

Как взять ипотеку: пошаговая инструкция

04 декабря 2022