Аналитики МТС Банка и сервиса кассовых решений МТС Касса1 изучили, как оживает сфера торговли и услуг в России после ослабления ограничений из-за эпидемии коронавируса: что покупали люди в первую декаду июня, какие магазины возобновили работу и как восстанавливаются их обороты по сравнению со средними показателями мая 2020 года. Как выяснилось, за этот период в 3,5 раза увеличилось количество покупок в фотоцентрах и почти в два раза - в химчистках. Количество покупок в супермаркетах, наоборот, упало на 32%. При этом лидерами по вновь работающим точкам оказались магазины одежды – в июне их открыто на 61% больше.
Что стали чаще покупать
В начале июня по сравнению с маем наибольший прирост по количеству транзакций клиентов МТС Банка в розничных торговых точках показали фотоцентры – здесь количество покупок увеличилось в 3,5 раза. Повышенным спросом пользовались услуги химчисток и копировальных центров– здесь количество транзакций увеличилось на 90% и 48% соответственно.
Также в топ-10 категорий по приросту количества транзакций вошли юридические услуги (+37%), страхование (+31%), покупка авиабилетов (+30%), спорттовары и магазины одежды (по +29%), книжные магазины (+26%) и фотостудии (+23%).
Примечательно, что с ослаблением ограничений на 32% снизилось количество покупок в супермаркетах. Это может быть связано с тем, что в период самоизоляции потребители запаслись впрок продуктами питания и товарами первой необходимости.
Какие магазины снова открылись
Больше всего открылось магазинов одежды и обуви – в июне для посетителей работает на 61% точек больше, чем в прошлом месяце. К привычному формату работы вернулись на 59% больше ювелирных магазинов и на 58% – турагентств.
В топ-10 по динамике открытия торговых точек также вошли фитнес-клубы (+57%), магазины спорттоваров (+57%), товаров для дома (+43%), химчистки (+42%), магазины косметики (+41%) и техники (+39%), а также табачные магазины (+36%).
При этом некоторые категории торговых точек были активными весь период карантина – это магазины по продаже продуктов питания и алкоголя, аптеки и зоомагазины. Доля этих работающих точек в июне почти не поменялась по сравнению с прошлым месяцем.
По всем категориям магазинов, которые работают с сервисов МТС Касса, в июне заработало на 31% точек продаж больше, чем в мае.
Как изменились обороты бизнеса
Среди торговых точек, подключенных к МТС Кассе, наибольший рост оборотов в начале июня оказался у химчисток – они увеличились в среднем на 80% по сравнению с маем. Значительная положительная динамика наблюдается также у магазинов спорттоваров и турагентств – рост на 78%.
Оборот продавцов автотоваров и запчастей вырос на 67%, ювелирных украшений – на 60%, одежды и обуви – также на 60%. Аптеки тоже не теряют покупателей – оборот этой категории вырос на 55% к прошлому месяцу. Также россияне активно платили за услуги фитнес-клубов (их оборот вырос на 53%), технику (+52%) и товары для дома (+51%).
А оборот табачных магазинов и продавцов лотерейных билетов упал по сравнению с маем на 34% и 89% соответственно.
В целом, оборот продавцов товаров и услуг во всех категориях вырос в начале июня на 34%.
Где пользователи и бизнес быстрее выходят из самоизоляции
Активнее всего в июне возвращаются к обычной жизни жители Москвы. За первые десять дней лета здесь заработало на 47% торговых точек больше по сравнению с маем, а оборот предприятий вырос на 62%. Похожая ситуация и в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) – в июне открыты для посетителей на 33% больше торговых точек, а их оборот вырос на 65%.
Количество предприятий, возобновивших свою работу, стало больше во всех регионах, также везде растут обороты. В Южном федеральном округе (ЮФО) количество открывшихся магазинов увеличилось на 35%, объем транзакций в точках продаж – на 33%. В Приволжском федеральном округе (ПФО) эти показатели соответственно выросли на 34% и 34%, в Сибирском федеральном округе (СФО) – на 17% и 24%, в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО) – на 31% и 24%, в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) – на 21% и 8%, в Центральном федеральном округе (ЦФО) – на 35% и 27%, в Уральском федеральном округе (УФО) – на 23% и 44%.
Методология исследования
Исследование проводилось на основе обезличенных данных о платежах с карт МТС Банка и покупках в магазинах, подключенных к сервису МТС Касса, с 1 по 10 июня 2020 года. Показатели сравнивались со средними значениями мая 2020 года.
1 Сервис МТС Касса – готовое кассовое решение для бизнеса – онлайн-кассы с собственным программным обеспечением и товароучетной системой.