Пожалуйста, подождите...

Притормозили из-за кризиса

Пресс-центр МТС Банка

Тел.: (495) 921-28-00, доб. 4519
Эл. почта: press@mtsbank.ru

Оформить подписку

Ведомости

03 октября 2008

Из-за финансового кризиса россияне купят меньше автомобилей, чем собирались. Автоконцерны понижают прогнозы продаж на 2009 г.

Toyota пересмотрела прогноз роста российского рынка около трех недель назад, рассказал "Ведомостям" исполнительный вице-президент Тьерри Домбревал: начавшиеся серьезные проблемы с ликвидностью в США могут привести к сокращению выдачи автокредитов. Продажи Toyota в России по-прежнему растут, но "то, что все шатко, уже ясно". Если в начале сентября Toyota прогнозировала на будущий год 15%ный рост в России, то сейчас говорит о 5%. В Западной Европе, по его словам, вообще ожидается 10%-ное падение. При этом сокращать инвестиции в Россию Toyota не планирует, подчеркнул Домбревал.

Если в начале этого года рост рынка достигал 25%, то сейчас он замедлился до 5%, отмечает президент Ford of Europe Джон Флеминг. В следующем году, по его мнению, может наступить стагнация. Президент Ford Алан Малалли считает, что 2009 год глобально будет не лучше 2008-го – рынок падает повсюду.

Признает риск замедления темпов роста российского рынка и глава местного офиса Renault Жан-Мишель Жалинье: дилеры говорят, что шоурумы за последний месяц посетило меньше людей. Renault решила подождать еще 3–4 недели, чтобы понять, в какую сторону идет рынок. Пока не торопится пересматривать прогноз (15%) и Nissan, говорит ее представитель.

Рынок упадет ровно на столько, на сколько банки сократят расходы на автокредиты, считает президент "АвтоВАЗа" Борис Алешин. По его словам, кризис стал заметен уже в августе – "АвтоВАЗ" продал на 20 000 машин меньше, чем за аналогичный период 2007 г.

Рынок кредитования отброшен на 5–6 лет назад, констатирует вице-президент Московского банка реконструкции и развития Виктор Шпрингель: вслед за ипотекой, где идет отказ от программ с низким первоначальным взносом и серыми доходами и просто снижается активность по выдаче кредитов, то же происходит на рынке автокредитования. Отличие, по его словам, лишь в том, что на рынке начали работать специализированные банки автопроизводителей, но заместить игроков, снижающих активность, они пока не в состоянии. Финансирование, привлеченное летом, поддержит рынок, но его хватит на несколько месяцев.

Есть вероятность, что в 2009 г. рынок автокредитования просядет, признает директор по продажам автокредитования Альфа-банка Наталья Макарова. В кризисные периоды заемщики стараются минимизировать долги, объясняет Макарова. Покупки уйдут в средний сегмент: заемщики будут стремиться покупать менее дорогие автомобили.

Производство и поставки машин к дилерам сейчас идут по планам, утвержденным в конце 2007 г. – когда "все было хорошо", говорит член правления "Автомира" Дмитрий Щучко. Но в сентябре из-за кризиса и активность покупателей оказалась ниже ожиданий. По его данным, на складах дилеров и импортеров уже заметно затоваривание.

Более оптимистично руководство GM. "Экономика России завязана на энергоносители, и мы не видим предпосылок, почему она должна перестать расти.

Да, мы видим, что в августе рост рынка замедлился до 5–10%, но в первом полугодии он вырос на 30%", – говорит Карл Питер Фостер, президент GM Europe. В 2009 г. Россия "с большой долей вероятности" может стать для GM крупнейшим рынком в Европе.

Статистики по итогам месяца пока нет, но по сравнению с августом продажи и число заказов в сентябре росли, говорит замгендиректора сети автоцентров " Км/ ч " Александр Гнездюк. Его компания не пересматривала план продаж на второе полугодие. "Автодом" (дилер BMW) в этом году рассчитывал продать на 20% больше автомобилей, чем в 2007 г., и этот план пока выполняется, говорит гендиректор компании Александр Сокол.

Ужесточение кредитной политики банков только начинает сказываться на продажах, а наиболее заметно его влияние будет в IV квартале, считает Щучко. К тому же уменьшается активность лизинговых компаний из-за кризиса ликвидности – поэтому сокращаются программы обновления корпоративных автопарков. "Банки закрыли экспресс-кредитование. Но крупнейшие– Сбербанк, Газпромбанк и ВТБ – после небольшой паузы продолжают выдачу кредитов во всех регионах, где мы работаем", – говорит Гнездюк.

"Конечно, производители осторожничают – нельзя быть вне рынка. Но ясной картины, в какую сторону кризис повлияет на наш [дилерский] бизнес, пока нет", – добавляет он. "Мы надеемся в 2009 г. на рост рынка в пределах 10%, но не исключаем и стагнации", – говорит Щучко. "Удар мирового финансового кризиса по продажам в сегменте luxury будет не столь значительным, как в массовом. Но мы не живем на другой планете, и у нас тоже есть опасения, что выполнить сделанные ранее предварительные прогнозы на 2009 г. будет очень сложно или даже невозможно", – говорит Сокол. Прогноз роста на 2009 г. составлял 20%, но теперь может быть скорректирован, говорит он.-

Бывает и хуже

Продажи машин в США в сентябре достигли минимальной отметки за 15 лет – 964 873 машины (-27% к сентябрю 2007 г., данные Autodata), и производители не предвидят улучшения ситуации. Новая негативная тенденция – падение продаж "японцев": продажи Toyota в США в сентябре упали на 32,3%, Honda – на 24%, Nissan – на 37%. Из детройтской "большой тройки" больше всех пострадали Ford и Chrysler: -34% и -33%.

В ПОДГОТОВКЕ СТАТЬИ УЧАСТВОВАЛИ ТАТЬЯНА ВОРОНОВА, АЛЕКСАНДР ГУБСКИЙ, КИРИЛЛ КОРЮКИН

Юлия Федоринова Анфиса Воронина, ВЕДОМОСТИ.