Пожалуйста, подождите...

В 2009 году банкам лучше "законсервировать" бизнес

Пресс-центр МТС Банка

Тел.: (495) 921-28-00, доб. 4519
Эл. почта: press@mtsbank.ru

Оформить подписку

Банковское обозрение

01 января 2009

Виктор Шпрингель,вице-президент Московского банка реконструкции и развития Думаю, на первое полугодие 2009 года основная стратегия для банка - консервация деятельности, фиксация кредитных портфелей на некотором уровне и накапливание ликвидности.

Если говорить о структуре активных операций, то в нынешних условиях нестабильности финансового рынка и прогнозируемого роста инфляции лучше сосредотачиваться на коротких операциях с населением и бизнесом, потребительских кредитах и кредитах МСБ на срок максимум в один-два года и оборотных кредитах для предприятий. Ситуация также будет подстегивать банки уходить во взаимоотношениях с клиентами из рубля в валюту.

CONTRA

Александр Тютюнник, партнер КПМГ в России и СНГ, руководитель группы предоставления услуг для финансового сектора

Категорически не согласен. Сегодняшний кризис - явление уникальное и принципиально отличающееся от кризисных ситуаций, которые происходили ранее. Банки переживают непростые времена: проблемы с ликвидностью, отток клиентских денег, потери на рынке ценных бумаг, рост невозвратов по розничным и корпоративным кредитам. Но именно в этой ситуации, "законсервировать" бизнес просто невозможно. Это будет не "консервация", а отказ от борьбы, демонстрация неспособности к действиям и добровольная сдача позиций конкурентам. Даже если представить, что "замораживание" с последующим воскрешением в виде такого же успешного банка и было бы возможно, все равно такой подход неэффективен. Ситуация настолько быстро меняется, что для того, чтобы выйти из кризиса, банку необходимо находиться внутри среды в активном состоянии. Кредитовать компании, получать убытки, видеть реальные и надуманные риски, чтобы научиться ими управлять. К тому же команда любого банка деморализуется в ситуации бездействия.

АРБИТР

Виктор Четвериков, генеральный директор Национального Рейтингового Агентства

Обе позиции можно понять. Для банка важна ликвидность и не только в период кризиса. Однако поддерживать ее нужно не за счет сворачивания программ кредитования. Население и предприятия должны получать кредиты, полноценно пользоваться другими банковскими услугами. Нужно прийти к разумному решению: банк должен заботиться о своих клиентах, а "консервация" может привести к существенным потерям клиентской базы. А привлечь новых клиентов в условиях такого депрессивного рынка банкам будет очень сложно.

В случае с кредитованием реального сектора тоже есть свои сложности. Банкам нужно оценивать кредитоспособность не только самого предприятия, но и всю цепочку его поставщиков и клиентов. Это сложно. Поэтому банки перестраховываются и вообще не кредитуют никого. Здесь нужно помнить, что всегда найдутся желающие заработать на кризисе: например, развернуть масштабную кредитную программу и в итоге получить клиентов, которые ушли из банков, свернувших свою деятельность на время кризиса. Сегодня некоторые банки хоть и тщательно скрывают это, но уже вступили в зону "заморозки". Делают они это в надежде сохранить банк хотя бы как юрлицо с известным именем на рынке и банковской лицензией.

Как правило, решение о "консервации" бизнеса чаще всего принимает не менеджмент или комитет по оценке рисков. Это позиция акционеров банка, которые приостанавливают любые проекты и выдачу кредитов. На мой взгляд, однозначного ответа на вопрос, стоит ли банку "законсервировать" свой бизнес в 2009 году, нет. У всех банков разные ситуации. Конечно, более уверенно чувствуют себя банки первого и второго круга. В самом тяжелом положении находятся сегодня региональные банки. Хотелось бы, чтобы из кризиса вышло больше победителей и не произошло тотальной "консервации" всей банковской системы.