Пожалуйста, подождите...

Кризис - время технического прорыва

Пресс-центр МТС Банка

Тел.: (495) 921-28-00, доб. 4519
Эл. почта: press@mtsbank.ru

Оформить подписку

Банковское обозрение

01 марта 2009

Большинство банков в период кризиса пошли по пути максимального сокращения затрат и сворачиванию проектов. Однако возможен другой подход - сосредоточение сил на развитии информационно-технологической базы. О том, как происходит реализация проекта по внедрению новой автоматизированной банковской системы в Московском банке реконструкции и развития, рассказал вице-президент банка Константин Меденцев.

- Московский банк реконструкции и развития приступил к реализации проекта по внедрению новой АБС. Почему возникла такая необходимость?

- АБС МБРР на текущий момент состоит из двух систем. Первая система

- Quorum фактически исполняет роль главной книги, содержит корпоративный блок и производит расчеты. Эта система была внедрена в 1996 году, когда банк только начинал осваивать рынок. Вторая система - Invoretail компании "Инверсия" была установлена в 2004 году для обслуживания операций по пластиковым картам, позже в нее был переведен весь розничный блок. До определенного момента система полностью справлялась с существующими задачами.

Сейчас мы занимаемся внедрением новой банковской АБС Colvir. В результате реализации данного проекта две банковские системы будут объединены, тем самым увеличив технологические возможности. Прежние системы будут функционировать в качестве архивных.

- На каком этапе находится реализация проекта?

- Сначала поясню, как происходит внедрение системы. Проект разделен на несколько фаз. Первая фаза включает перевод в Colvir главной книги, расчетов и корпоративного блока. Вторая фаза переместит в новую систему данные по физическим лицам, а третья - заключительная, добавит в систему инвестиционный блок. Однако, чтобы ускорить процесс, все эти фазы будут выполняться не последовательно, а параллельно.

На данный момент нами инициирована первая фаза и идет подготовка к инициации второй и третьей.

- Ситуация на рынке изменилась. Бизнес сменил ориентиры с розницы на корпоративный сектор, с кредитных продуктов на депозиты. Пришлось ли вам вносить коррективы в существующую систему, чтобы соответствовать современным требованиям?

- "Мы кредиты едой не выдаем и вклады крупой не берем", поэтому с точки зрения банковской деятельности ничего не изменилось. Специалисты розничного блока разрабатывают новые банковские продукты в любое время - и когда есть внешнее негативное воздействие, и когда его нет. Например, совсем недавно был запущен продукт "вклад+карта"; открывая вклад в банке, клиент не только получает кредитную карту с грейс-периодом и пониженной процентной ставкой, но и сохраняет доходность по вкладу.

- Но, вероятно, изменились объемы и соотношение операций в розничном и корпоративном секторах?

- Я не могу сказать, что у нас существенно изменились объемы работы. Скорее, у нас изменились приоритеты. Сотрудников, которые раньше занимались автоматизацией розничного сектора, мы собираемся перевести на проект по внедрению системы Colvir. Наша команда использует образовавшиеся возможности для реализации этого масштабного проекта.

- А какие принципиальные отличия имеет новая система? Какой эффект вы надеетесь получить от реализации этого проекта?

- Я выделю два основных преимущества новой системы. Во-первых, учет в системе производится автоматически на основании данных проведенной операции, то есть в системе формируются все учетные и управленческие документы. Во-вторых, новая система устанавливает связь между клиентами. Например, если заемщик, физическое лицо, работает на предприятии, которое является нашим клиентом, то это устанавливается и фиксируется в системе. Такая опция позволит нам существенно понизить, например, кредитные риски. Допустим, мы кредитуем физическое лицо, которое работает на предприятии, обслуживающемся в нашем банке. Логично, что ухудшение бизнеса юридического лица повлечет за собой ухудшение финансового состояния его сотрудников, то есть не исключено, что последует сокращение, уменьшение заработной платы и т.д. Поэтому мы можем предугадать ситуацию и отсеять заемщиков, находящихся в группе риска.

Система должна позволить нам снизить не только кредитные и операционные риски, но и рыночные риски, благодаря тому, что в ней будет вестись еще и бэк-офисный учет ценных бумаг. Таким образом, мы получим возможность работать с нашим портфелем активов в единой системе.

- Проект по замене АБС, наверное, был запланирован еще до кризиса. Наступление кризиса отразилось на планах?

- Пилотный проект был готов еще в 2007 году. Конечно, ситуация на рынке достаточно сложная. Однако топ-менеджмент МБРР понимает большую значимость этого проекта для развития бизнеса. Я вам даже больше скажу: кризис не только не заставил нас свернуть проект, а, наоборот, подтолкнул нас ускорить его реализацию. Перед нами поставлена задача осуществить его не за четыре года, как изначально планировалось, а за два с половиной. Повысив технологический уровень нашего банка сейчас, мы в ближайшем будущем сможем качественнее обслуживать большее количество клиентов. К тому же сложившаяся экономическая ситуация может сыграть в нашу пользу. Она, во-первых, позволяет привлечь дополнительный или перекинуть собственный персонал на реализацию проекта. Во-вторых, компании-подрядчики, с которыми мы работаем, также не будут испытывать дефицит квалифицированных кадров.

- То есть сейчас вы готовите задел на будущее?

- Любое внедрение в банковской системе - это всегда работа на перспективу. Реальный результат от автоматизации бизнес-процессов банк начинает получать только через два-три года после начала внедрения. Как я уже говорил, мы планируем закончить проект через два с половиной года: первая и вторая фаза будут завершены в 2010 году, третья - к середине 2011 года.

- Наверное, кризис позволит сэкономить на проекте? Например, на кадрах?

- IT-специалисты из-за кризиса не стали дешевле. В сегодняшних условиях для нас важно, чтобы человек, работающий над проектом, имел большой стаж работы в банке, умел реорганизовывать процесс и знал, как это делать. Таких найти достаточно сложно.

Что касается остальных статей расходов, то мы понимаем, что удешевление проекта из-за кризиса не произойдет.

- Каков, по вашему мнению, оптимальный срок службы АБС, то есть на протяжении какого времени возможности системы будут соответствовать требованиям рынка?

- Срок службы АБС зависит от того, каким образом организован бизнес-процесс. Я знаю, что некоторые банки до сих пор используют системы, которые были разработаны более 30 лет назад. Известны примеры, когда такие АБС не только активно эксплуатируются кредитными организациями, но и внедряются в качестве ядра системы, осуществляющей обслуживание главной книги, расчетов, кредитов, депозитов. Поэтому говорить о конкретных сроках в данном случае достаточно сложно.

Необходимо также смотреть на общую архитектуру информационной системы банка. Многое зависит от того, какие функции она выполняет в банке. Если ее основная опция - бэк-офисный учет, то система может просуществовать бесконечно долго. Если АБС выполняет все требования существующего законодательства, соответствует регламентам, позволяет произвести масштабирование, то это значит, что она "живая".

Минимальный срок жизни АБС, по моему опыту, 15 лет. Представьте, если на внедрение системы у нас уйдет два с половиной года, то вряд ли через такой же промежуток времени мы захотим повторить всю процедуру. Ведь реализация IT-проекта - это очень дорогой и трудоемкий процесс. Значительные средства расходуются не только на покупку лицензий, оплату услуг поставщика, но и на внутренние расходы. Ведь работать с данной системой приходится большей части сотрудников банка, поэтому они должны знать ее устройство. А при замене АБС, как правило, сильно меняется ее функционал и визуализация, поэтому необходимо обучить весь персонал.

- Наверное, внедрение такой системы позволит существенно сократить трудозатраты и, соответственно, количество сотрудников?

- АБС, конечно, существенно облегчит работу сотрудников. Но я не думаю, что это приведет к сокращению персонала. Скорее всего, произойдет переориентация сотрудников. Вместо того, чтобы заниматься рутинной работой, например, проведением проводок, люди будут активнее заниматься продажами и таким образом приносить доход банку.

ПЦ "КартСтандарт" - комплексная технологическая платформа для карточного бизнеса

В феврале 2009 года компания ЦФТ завершила в инвестиционном банке "КИТ Фи-нанс" один из этапов проекта по внедрению системы ЦФТ-Ритейл банк - платформа развития на базе Oracle. Это программное решение "КИТ Финанс" внедряет в качестве новой основной платформы для карточного бизнеса. Для расширения функциональных возможностей и технологичности карточных продуктов банк перевел карты международной платежной системы Visa на программно-аппаратную платформу процессингового центра "КартСтандарт", входящего в ГК ЦФТ.

ПЦ "КартСтандарт" оказывает полный комплекс процессинговых услуг по информационно-технологической поддержке выпуска и обслуживания банковских карт международных платежных систем Visa International и MasterCard Worldwide.

Для банков, являющихся принципиальными членами платежных систем или планирующих ими стать, выделенный процессинговый центр - гарантированный способ в минимальные сроки максимально грамотно организовать деятельность по выпуску и обслуживанию карт международных платежных систем.

Банкам, пока еще не вышедшим на объемы бизнеса, требующим прямого членства в платежных системах, предлагается участие в них под спонсорством принципиального члена. В настоящее время "КартСтандарт" сотрудничает с одним из крупнейших банков-спонсоров - принципиальным членом МПС - банком "Уралсиб" и является внешним процессинговым центром для спонсируемых им банков. В результате такого сотрудничества банк получает возможность: эмитировать международные карты VISA и/или MasterCard с собственным дизайном; на льготных условиях использовать сеть банка "Уралсиб" по выдаче наличных денежных средств на всей территории России; осуществлять выдачу наличных средств через уже существующую у банка сеть банкоматов и пунктов выдачи наличных по картам "Золотая корона", VISA и MasterCard одновременно, а также предоставлять услуги торгового эквайринга.