Пожалуйста, подождите...

СОРАЗМЕРНОЕ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОСТИ

Пресс-центр МТС Банка

Тел.: (495) 921-28-00, доб. 4519
Эл. почта: press@mtsbank.ru

Оформить подписку

Банковское обозрение

15 августа 2010

Банки в 2010 году активно наращивают сети банкоматов, приобретая эти устройства в собственность, либо беря их в аренду или в лизинг. Выбор зависит от того, на какой стадии развития находится розничное направление, и от желания участвовать в конкуренции за зарплатные проекты

При наличии большого парка банкоматов в Москве и по России, банки часто оставляют столичные банкоматы за собой, а управление региональными отдают на аутсорсинг. В этом случае им приходится платить сервисной компании и за мониторинг, и за обслуживание, и за ремонтные работы. Но многие кредитные учреждения, владеющие большим парком банкоматов по России, уже выстроили собственную систему обслуживания (каналы связи и программное обеспечение) и могут своими силами, удаленно, из головного офиса, осуществлять мониторинг банкоматов, дистанционно менять заставки, проверять качество связи и выполнять прочие необходимые операции.

Сотрудники банка — как головного офиса, так и филиалов — регулярно проходят переобучение и в состоянии отремонтировать банкоматы. Такие банки также — оптовые покупатели запчастей для банкоматов.

Промсвязьбанк использует в своей сети банкоматов только аппараты, находящиеся в собственности банка, и самостоятельно обслуживает их. Другие варианты (аутсорсинг, аренда) не рассматриваются, поскольку в этом случае придется оборудовать банкоматы ККТ в соответствии с Законом 103-ФЗ. «Мы анализировали возможности оптимизации расходов на банкоматы — в частности, рассматривалась возможность передачи на аутсорсинг технического обслуживания банкоматной сети. Произведенные расчеты показали, что наиболее оптимальна с точки зрения затрат для нас — существующая схема, в которой обслуживанием банкоматов занимается собственный персонал банка», — делится опытом Владимир Старков, замдиректора департамента платежных карт Промсвязьбанка.

Московский банк реконструкции и развития (МБРР) предпочитает использовать собственные банкоматы с передачей на аутсорсинг специализированным компаниям ремонтно-восстановительных работ. Такой выбор был сделан в связи с тем, что МБРР уделяет большое внимание розничному направлению, где многое определяется скоростью решения возникающих проблем, рассказывает Елена Воронина, советник председателя правления МБРР по розничному блоку и маркетингу.

Банку, который рассчитывает на долгосрочный проект по банкоматам, приобретать оборудование в собственность выгоднее. Однако если в соответствии со стратегией развития кредитному учреждению достаточно небольшого количества банкоматов, если банк не делает ставку на это направление, не добавляет новые опции на банкоматы, проще арендовать АТМ. Аренда — подходящий вариант для маленьких банков, не имеющих собственного процессинга, для банков-агентов.

Небольшие банки готовы доплачивать за возможность использовать сеть крупного банка — это выгоднее, чем развивать собственную сеть и платить специалистам, собственным или сторонним, за обслуживание АТМ. «Практика использования банкоматов других банков широко используется на рынке. Как правило, банки, не обладающие широкой сетью банкоматов и не имеющие собственного процессингового центра, заключают соглашения с более крупными банками на взаимовыгодных условиях и на этом основании пользуются сетью и процессингом банка-партнера. В результате один банк получает разветвленную сеть и обработку транзакций по своим картам и, таким образом, может развивать свой карточный бизнес, при этом другой банк получает плату за использование своей сети и своего процессинга», — говорит Андрей Степаненко, член правления Райффайзен-банка, руководитель дирекции обслуживания физических лиц.

Приобретение банкоматов в лизинг и передачу их обслуживания на аутсорсинг внешним компаниям считает для себя наиболее эффективной стратегией и Банк Сосьете Женераль Восток (BSGV) — по крайней мере, на текущий момент. «Собственный парк банкоматов позволяет банку управлять и перемещать их по своему усмотрению, руководствуясь только экономической целесообразностью. Внешнее обслуживание банкоматов позволяет оптимизировать затраты на данный вид деятельности и сконцентрироваться на коммерческой составляющей», — рассказал Дмитрий Демешко, начальник департамента альтернативных каналов продаж BSGV.

Банк «Русский Стандарт» пошел по иному пути развития сети устройств самообслуживания и купил у «Евросети» парк платежных терминалов. В банке рассчитывают таким образом получить дополнительные маркетинговые возможности и выйти на аудиторию, не использующую банковские продукты. Через терминалы «Русского Стандарта» можно оплатить услуги ЖКХ, интернет-провайдеров и телефонии, погасить задолженность по кредитам, получить индивидуальные финансовые предложения в рамках пакета услуг «Банк в кармане».

Традиционный стимул для установки новых банкоматов — зарплатные проекты, и пока есть крупные неохваченные ими предприятия (с большим ФОТом или численностью сотрудников), рынок будет продолжать развиваться. По данным ЦБ РФ, в 2009 году наибольшую долю в структуре платежных карт составляли дебетовые карты (почти 91,6% карт), и их распространение связано именно с реализацией «зарплатных» проектов. Если в районе обслуживания зарплатного проекта нет банкоматов банка, нужно искать места для их установки из расчета направления туда двух потоков — зарплатного и «чужих» держателей карт.

В целом количество банкоматов с открытым круглосуточным доступом растет. Это отчасти свидетельствует о том, что рынок зарплатных проектов в крупных городах исчерпывает резервы роста. Кроме того, банкомат становится более удобной альтернативой банковскому офису для выполнения многих операций, поэтому он должен быть доступен для клиента 24 часа в сутки семь дней в неделю.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Дмитрий Стрельцов, региональный менеджер департамента электронных визуальных систем Mitsubishi Electric

— Формирование эффективной сети банкоматов невозможно себе представить без использования систем видеонаблюдения. Во-первых, это защита от прямых финансовых потерь — вскрытие банкомата, незаконные транзакции по картам, скимминг, вандализм. Во-вторых, это повышение доверия пользователя к банкомату – он чувствует себя защищенным, а следовательно, чаще пользуется устройствами самообслуживания. Есть два пути к построению эффективной системы видеонаблюдения: снизить первичные затраты за счет более дешевого оборудования или использовать дорогие надежные устройства и экономить на дальнейшем обслуживании в течение длительного периода времени. Если сеть банкоматов небольшая и ограничена конкретным регионом, то вполне уместно использовать дешевый вариант. Ведь в пределах города или области достаточно легко послать на место неполадки сервисного инженера. Но если у банка широкая банкоматная сеть, то услуги сервисных инженеров обойдутся дорого, точки будут простаивать – и в результате затраты окажутся больше, чем на установку более дорогого оборудования, требующего гораздо меньшего внимания. Мы предлагаем не самые дешевые устройства, однако процент отказа у них составляет сотые доли процента. Все точки наблюдения объединяются в единый центр мониторинга. Таким образом, используя существующие каналы связи – а это могут быть даже GPRS- каналы – можно получать информацию от каждого объекта. Банк будет знать, работает устройство видеозаписи или нет в режиме on-line, а если приходит запрос на транзакцию – можно найти информацию по ней без выезда на место установки оборудования. Банки, нацеленные на построение федеральных банковских систем, вместе с сетью банкоматов выстраивают сеть систем визуального наблюдения. Мы, конечно, стремимся к интеграции обеих сетей, но возможна и независимая работа с помощью, например, детектора движения. Сейчас у нас есть прямая интеграция с банкоматами Сбербанка, одного из крупнейших заказчиков, и с программным обеспечением компании NCR.